Главная Открытый бюджет города Красноярска / Муниципальный долг / Кредитная история и долговая нагрузка города Красноярска

Кредитная история и долговая нагрузка города Красноярска

Нестабильная экономическая ситуация прошлых лет и сложившиеся межбюджетные отношения, не позволяли обеспечивать развитие города без привлечения заемных средств.

Для сохранения темпов развития города и реализации государственных приоритетов, бюджет города формировался со значительным дефицитом, который направлялся на капитальные расходы. Это позволило городу своевременно обновлять имеющуюся и создавать новую инфраструктуру и развиваться опережающими темпами.

В результате, на протяжении многих лет город Красноярск стабильно занимает высокие позиции по показателю объема инвестиций в основной капитал и среди крупных городов Сибирского федерального округа имеет самый высокий показатель по объему капитальных вложений на одного жителя.

Начиная с 2018 года, администрацией города был взят курс на стабилизацию объема муниципального долга: бюджет города утверждался без дефицита, объем долговых обязательств частично снижался за счет собственных средств бюджета города. Это позволило к 01.01.2020 сократить долю долга в собственных  доходах  на  10,2 % (с 87,6% на 01.01.2018 до 77,4% на 01.01.2020). В абсолютном выражении снижение составило 0,2 млрд рублей (с 12,1 млрд рублей на 01.01.2018 до 11,9 млрд рублей на 01.01.2020).

В 2020 году при поддержке краевых властей и депутатского корпуса городу удалось сократить объем муниципальный долга на 1,5 млрд рублей (с 11,9 млрд рублей на 01.01.2020 до 10,4 млрд рублей на 01.01.2021). Верхний предел муниципального долга снизился на 2,6 млрд рублей.

Несмотря на значительную долговую нагрузку, город своевременно исполняет свои обязательства по заимствованиям, благодаря чему имеет положительную кредитную историю и воспринимается кредиторами как ответственный и надежный заемщик.

Высокое кредитное качество города также отмечено национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА»: в августе 2020 года кредитный рейтинг города Красноярска подтвержден на уровне «ruА-/Стабильный». Полученная рейтинговая оценка отражает стабильную и развитую экономику, умеренно высокую кредитоспособность и финансовую надежность города, а также высокую степень ликвидности и устойчивости бюджета.

Достаточно высокий кредитный рейтинг города и планомерное снижение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в 2020 году позволили администрации города организовать работу по эмиссии муниципальных ценных бумаг города Красноярска.

Результатом этой работы стало размещение облигационного займа в объеме 3,0 млрд рублей со сроком обращения 5 лет и ставкой по купону - 6,25 % годовых. Благодаря длительному сроку заимствований и сложившейся ставки по купону размещение облигаций позволило равномерно распределить долговую нагрузку на бюджет города и сократить расходы на обслуживание муниципального долга. Средства, полученные от размещения облигаций, направлены на замещение более дорогих коммерческих кредитов.

Кроме того, администрация города на постоянной основе проводит работу по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга, так как процентные платежи отвлекают значительную часть бюджетных средств. С этой целью ежегодно проводятся торги по кредитованию бюджета города, заключаются дополнительные соглашения с банками по снижению ставок в рамках действующих муниципальных контрактов. Сэкономленные средства перераспределяются при корректировках бюджета города на первоочередные расходы.

Для снижения долговой нагрузки и достижения высокого уровня долговой устойчивости основными задачами города на ближайшую перспективу являются сокращение объема муниципального долга в абсолютном выражении и снижение его удельного веса в собственных доходах бюджета города. С этой целью бюджет города на 2021 год утвержден с профицитом 0,4 млрд рублей, который планируется направить на погашение долговых обязательств по коммерческим кредитам.

В рамках эффективного управления муниципальным долгом также будет проводиться работа по осуществлению контроля за финансовыми рисками, связанными с привлечением заимствований и обеспечению открытости информации о муниципальном долге города.