Главная Открытый бюджет города Красноярска / Муниципальный долг / Кредитная история и долговая нагрузка города Красноярска

Кредитная история и долговая нагрузка города Красноярска


Нестабильная экономическая ситуация прошлых лет и сложившиеся межбюджетные отно​шения, не позволяли обеспечивать развитие города без привлечения заемных средств.

Для сохранения темпов развития города и реализации государственных приоритетов, бюджет города формировался со значительным дефицитом, который направлялся на капитальные расходы. Это позволило городу своевременно обновлять имеющуюся и создавать новую инфраструктуру и развиваться опережающими темпами.

В результате, на протяжении многих лет город Красноярск стабильно занимает высокие позиции по показателю объема инвестиций в основной капитал и среди крупных городов Сибирского федерального округа имеет самый высокий показатель по объему капитальных вложений на одного жителя.

Итоги реализации долговой политики в 2020-2021 годах отмечены позитивной динамикой в сфере управления муниципальным долгом.

В связи с тем, что в 2019 году бюджетное законодательство претерпело существенные изменения в части ужесточения требований к управлению долговыми обязательствами, администрацией города была проведена масштабная работа, направленная на уменьшение объема долга в абсолютном выражении, снижение его доли в собственных доходах бюджета города, а также сокращение расходов на обслуживание долга и диверсификацию долгового портфеля.

Так, благодаря мерам, принятым администрацией города при поддержке Правительства Красноярского края, министерства финансов Красноярского края и Красноярского городского совета депутатов объем муниципального долга за последние 2 года сокращен на 4 020,3 млн рублей (с 11 920,3 млн рублей на 01.01.2020 до 7 900,0 млн рублей на 01.01.2022), доля долга в собственных доходах бюджета города снижена и составляет 32,9% (на 01.01.2020 – 77,4%).

Объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2022 вернулся к докризисному уровню 2014 года (01.01.2014 – 7 619,4 млн рублей).

Уже по состоянию на 01.04.2021 согласно оценке, проведенной министерством финансов Красноярского края, городу был присвоен высокий уровень долговой устойчивости (приказ министерства финансов Красноярского края от 31.05.2021 № 96).

Структура муниципального долга по итогам 2021 года выглядит следующим образом: 38 % его объема составляют муниципальные ценные бумаги и 62 % приходится на коммерческие кредиты.

Присвоение городу в феврале 2020 года достаточно высокого кредитного рейтинга («ruА-» /прогноз стабильный) и планомерное снижение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, позволили администрации города в 2020 году организовать работу по эмиссии муниципальных ценных бумаг.

Результатом этой работы стало размещение облигационного займа в объеме 3,0 млрд рублей со сроком обращения 5 лет и ставкой по купону - 6,25 % годовых. Согласно реестру принятых оферт спрос на облигации города Красноярска превысил предложение на 1,3 млрд рублей, а ставка по купону сложилась ниже уровня ставок по размещениям отдельных субъектов РФ.

Благодаря длительному сроку заимствований и сложившейся ставке по купону размещение облигаций позволило равномерно распределить долговую нагрузку на бюджет города и сократить расходы на обслуживание муниципального долга. Средства, полученные от размещения облигаций, были направлены на замещение более дорогих коммерческих кредитов.

По привлеченным коммерческим кредитам диапазон процентных ставок по итогам 2021 года города варьируется от 5,65% до 6,4% годовых, что ниже действующего уровня ключевой ставки ЦБ РФ. Их преимуществом является возможность досрочного погашения при наличии свободных собственных средств в бюджете города, либо замещения более «дешевыми» кредитными ресурсами. С этой целью ежегодно проводятся торги по кредитованию бюджета города и заключаются дополнительные соглашения с банками по снижению ставок в рамках действующих муниципальных контрактов. Высвобожденные средства перераспределяются при корректировках бюджета города на первоочередные и социально-значимые расходы.

Вместе с тем, оценивая эффективность работы по снижению расходов на обслуживание долга, стоит отметить, что во многом это зависит от изменчивости конъюнктуры на финансовом (долговом) рынке.

Так, реагируя на ускорение инфляции, Банк России в течение 2021 года неоднократно повышал ключевую ставку. За 2021 год ставка повышена в 2 раза (с 4,25% на 01.01.2021 до 8,5% на 01.01.2022) и по прогнозам экспертов цикл ужесточения денежно-кредитной политики на этом не закончен.

Несмотря на увеличение процентных ставок по коммерческим кредитам, сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга на минимально возможном уровне остается одним из приоритетных направлений.

Высокий уровень бюджетных показателей по итогам 2020 года и эффективное управление долговым портфелем стали определяющими факторами при пересмотре уровня кредитного рейтинга города Красноярска.

В феврале 2021 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности города и муниципальных ценных бумаг с уровня «ruА-» до уровня «ruA» со стабильным прогнозом. В августе 2021 года рейтинг кредитоспособности города Красноярска был подтвержден.

Кредитный рейтинг базируется на данных кредитной истории и выражает «уровень доверия» к муниципалитету. Полученная Красноярском рейтинговая оценка отражает стабильную и развитую экономику, высокую кредитоспособность и финансовую надежность города, как заемщика.

Проводимая в последние годы долговая политика доказала свою эффективность, в связи с чем планируется сохранить преемственность взятого ранее курса.